Техническое задание на Citroen Spacetourer
1. Шумоизоляция салона комбинацией материалов от компаний - Comfort Mat и SGM. Делаем все, кроме центральной панели и арок снаружи.2. Устанавливаем новую качественную акустику в штатные места, устанавливаем усилитель. Усилитель должен быть установлен максимально незаметно, без каких либо изменений в салоне.
3. Вся новая проводка должна идти по штатным кабель-каналам и быть абсолютно безорпасной.
Если с шумоизоляцией все понятно, то с апгрейдом музыкальной системы нужно подумать. Дело в том, что мы уже делали такие автомобили, но там и бюджет был несколько больше, и не было ограничений по поводу доработок панелей салона и т.п.
Для начала внимательно отслушиваем штатную музыкальную систему и делаем выводы, о ее сильных и слабых сторонах.
Вывод первый - штатная акустика сильно упрощает звучание. Высокие частоты несколько резковаты, хотя они все же есть, что для штатки уже неплохо. А вот с мидбасовыми динамиками все плохо, слабый гудящий бас, почти полное отсутствие средних частот, низкая перегрузочная способность. Позже будет понятно почему :)
Вывод второй - штатные места для акустики очень даже неплохие с точки зрения возможностей формирования правильной стерео-картины. На первый взгляд, ВЧ динамики направлены - неоптимально, но при этом все же есть возможность немного их развернуть. Угол установки лобового втекла около 45 градусов, что тоже на руку.
Вывод третий - под сиденьем достаточно места для установки даже нескольких усилителей и силовых дистрибьюторов.

Места установки штатной акустики, отмечены красными стрелками
Шумоизоляция Citroen Spacetourer
Начнем работы с шумоизоляции и полного разбора салона. Каких то особых сложностей с разборкой салона в этой машине нет, поэтому подробно описывать процесс смысла мы не видим. Сам салон простой, электрики мало, разбирается быстро.Ниже можно увидеть несколько фотографий железа основных элементов салона. На потолке с завода не было вообще ничего, ни виброизолятора ни какой-нибудь шумоизоляции... Редкий случай, обычно хоть что-нибудь да есть.

На железе пола только сам пол с основой из полиуретана в качестве шумоизоляции, виброизолятора тоже нет... На задних арках были некие полусферы из пенки и это конечно лучше чем ничего, но этого недостаточно.

Внутри передних дверей, на внешнем железе, есть небольшие куски виброизоляции, мелкие по площади, но есть.

Красными стрелками помечены следы, которые остались от контакта с пластиком двери ... Для справки, дверь до нас никто не разбирал, пистоны родные. Таков уровень инженерной мысли помноженной на тотальную экономию.
Шумоизоляция крыши в Citroen Spacetourer
Для монтажа виброизоляционного материала первым делом отмываем и обезжириваем поверхность. В качестве виброизоляции используем материал - Comfort Mat Cobra. Виброизолятор серии Cobra хорош тем, что при малом весе весьма эффективен (КМП 0,4) и при этом он еще обладает и отличной адгезией, а попросту он очень хорошо прилипает на железу.

В качестве шумоизолирующего слоя используем материал из искусственного войлока - Comfort Mat Felton 15. Так же как и со слоем виброизоляции стараемся закрыть максимальную площадь.

Шумоизоляция бортов
Борта, в задней части салона, имеют достаточно большую площадь, поэтому для их виброизоляции мы используем - SGM Onyx. Так же материалом Onyx мы оклеиваем арки задних колес.
Вторым, шумоизолирующим слоем идет волок Felton 15.

Правый борт обрабатывается аналогично левому. Отличия бортов лишь в расположении моторов приводов сдвижных дверей.

Для достижения максимального эффекта, клеим виброизоляцию и внутрь полузакрытых полостей.

Стрелкой указана одна из полостей внутри центральной стойки.
Шумоизоляция пола в Citroen Spacetourer
Пол в этом автомобиле имеет очень большую площадь, но компенсируется это удобством работы ибо - рельефа почти нет.На пол мы клеим 2 разных вида виброизоляции, в передней части используем Comfort Mat Atom, а средняя и задняя часть оклеивается материалом Onyx толщиною в 3 мм.

На фото ниже, хорошо виден виброизолятор Comfort Mat Expert Atom. Дело в том, что передняя часть пола наиболее вибронагруженна и сюда имеет смысл клеить наиболее эффективные материалы без оглядки на вес. Высота "ковра" позволяет использовать достаточно толстые материалы, а это очень хорошо!

Не забываем вырезать дырки для крепления сидений и проводки.

Для эстетики, все швы проклеиваем специальной лентой, несмотря на то, что никто этого никогда не увидит.
На фото ниже, можно увидеть уже оклеенные задние арки. Для шумоизоляции задних арок используем эффективный композитный материал BlockShot. Этот материал несколько толще, чем тот же SGM Prime, но и под пластиком на арках запас пространства тоже больше, поэтому применение более чем оправдано.
Примеряем пол, садится идеально без распора.
Шумоизоляция крышки багажника
Крышка багажника в Citroen Spacetourer имеет очень большую площадь, соответственно она сильно влияет на общий акустический комфорт в салоне. Очень хорошо, что внутри крышки есть доступ ко всей площади металла, и мы сможем максимально эффективно с ней поработать.На внешний металл клеим легкий, но эффективный материала Comfort Mat D3. Дело в том, что площади металла большие, а ребер жесткости мало, поэтому без толстого виброизолятора тут никак. Оклеиваем максимальную площадь, благо удерживающие амортизаторы сделаны с большим запасом.
Пластиковую обшивку со стороны салона, виброизолируем легким D2 (тут важно понимать, что клеить можно только на плоские части пластика, во избежание скопления влаги).
Штатный слой войлока на пластике очень неплох, поэтому мы его оставляем и дополняем материалом - Felon, убирая незакрытые части.

Вы удивитесь, но если в этом автомобиле сделать только одну заднюю крышку, то комфорт уже заметно улучшится.
Различные, мелкие пластиковые элементы салона тоже шумоизолируются. На сам пластик клеится немного виброизолятора, а сверху клеится войлочный шумоизолятор. Таким образом, вес детали возрастает не сильно, а вот совокупный эффект более чем заметен.
Шумоизоляция капота
Форма капота имеет сложную форму и подобраться ко внешнему металлу нет никакой возможности... Поэтому клеим виброизоляции столько сколько можно, свершу клеим немного композита.Успокаивает лишь то, что площадь капота очень маленькая сама по себе, да и малообъёмный мотор лежит глубоко.

Шумоизоляция дверей Citroen Spacetourer
В данном случае мы готовим двери к установке новой акустики и соответственно мы делаем не банальную шумоизоляцию, а акустическую подготовку. А отличия есть и они принципиальные: внутри железа двери мы НЕ клеим шумоизолятор (тем самым обеспечиваем динамику лучшее акустическое оформление плюс снижаем уровень влаги внутри двери), виброизолятор клеится в 2 слоя и помимо этого мы плотнее работаем с пластиковой картой двери.Первым делом, после обезжиривания, мы клеим 2 слоя виброизоляционного материала на внешний металл двери. Проклеиваем все до последнего сантиметра это очень важно. Прикатка делается разумеется под фен. Таким образом, мы достигаем очень высокой жесткости внешнего металла и при минимальных затратах и как следствие конечной стоимости.

Дверь сложная в плане доступа к плоскости, но опыт решает!
Далее работаем с филенкой (средний металл двери на котором держится механизм стеклоподъемника и вся проводка). Сначала вы клеим 1 слой на технические проемы, а затем оклеиваем всю поверхность. В данном случае используем материала SGM Prime 3 мм.
В первую очередь клеим виброизолятор на плоские части карты двери, это поможет нам снизить паразитные резонансы появляющиеся из-за попадания звуковой волны под карту (это важное отличие от обычной шумоизоляции). Дело в том, что динамик работает как-бы внутри двери и толкая воздух получается, что часть его проходит сквозь гриль в салон, а часть идет под карту, превращаясь в гул обшивки.

Для виброизоляции карт используем тонкий Comfort Mat S2.
Финишным слоем клеится шумоизолятор серии Wave 15 мм. На этом этапе, так же как и в предыдущих, важно оклеить максимальную площадь поверхности.
Для справки, шумоизолятор типа Wave, работает только когда приклеен к плоскости, а не натянут абы как.
Готовые двери в разрезе выглядят так. Перед сборкой меняем пистоны и проверяем работоспособность стеклоподъемника и всей проводки.
Замена акустики в Citroen Spacetourer
На первый взгляд все просто, сняли одно - поставили другое, но на деле это не совсем так. Дело в том, что конструкция двери сложная и сточки зрения построения правильного звука - не очень удачная. Связано это в первую очередь с тем, что механизм стеклоподъемника находится очень близко к задней части динамика (магниту) еще и расстояние между передней частью динамика и пластиковой картой двери тоже минимальное, выходит, что новый динамик должен иметь малую толщину и небольшой ход диффузора.Хорошо, что хотя бы диаметр заводского динамка стандартный - 165 мм, это значит, что подобрать акустику вполне реально, хоть и выбор будет очень ограниченным.

Вид штатного динамика в передней двери Citroen Spacetourer
Для установки в передние двери мы подобрали акустику от известного французского производителя - Focal. У компании Focal в ассортименте есть очень удачный комплект двухполосной акустики серии PS 165 FSE.Помимо подходящих параметров электромеханических параметров, динамики выполнены в компактном формфакторе.

Отличный вариант двухполоски для установки в штатные места (и не только в Citroen)
На фото ниже, можно сравнить толщину штатных динамиков и динамиков от Focal. Да Focal все-же толще, но это терпимо, за счет толщины приставочных колец мы нивелируем разницу. В любом случае, хороших и таких же плоских динамиков, как штатные - в природе нет.
Слева штатный динамик, права мидбас от Focal серии 165 FSE.
Для задних пассажиров, в сдвижные двери, мы установим комплект двухполосной акустики от компании Blam. Акустика от Blam и Focal очень похожа по подаче и отлично совмещается. В отличии от передних дверей, в сдвижных проблемы с глубиной установки динамика нет, поэтому мы выбрали динамики классической конструкции, это позволило немного сэкономить бюджет и ничего при этом не потерять.
Классика в черном - Blam Relax 165 RS
Высокочастотные динамики от Focal с перевернутым “M”-образным куполом, обеспечивает достаточно широкий угол диаграммы направленности, а это именно то что нам нужно! Напомним, твитеры установлены в стойках и направлены почти друг на друга и чем шире угол, тем лучше для формирования широкой и глубокой сцены.
Для удобства монтажа припаиваем разъемы серии XT.
Установка усилителя в Citroen Spacetourer
Так как музыкальная система модернизируется по бюджетному сценарию, схема подключения с оборудованием достаточно проста. Берем наш любимый немецкий усилитель Helix M-Four и подключаем его для работы с фронтальной и тыловой акустикой. Сам усилитель четырехканальный, но так как в комплекте с акустикой идут кроссоверы каналов нам хватает.Данный усилитель хорош тем, что при малых габаритах обладает параметрами более чем достаточными для работы в простых и средних по уровню системах, а если учесть еще и его цену, то вообще подарок!

Сигнал в усилитель мы заводим по высокому уровню от штатной магнитолы. Тут нужно сказать, что всем владельцам этих автомобилей очень повезло со штатной магнитолой, она выдает реально ровный и качественный сигнал даже на высокоуровневом выходе. А это означает, что не нужно менять: магнитолу, выпаивать RCA, покупать дорогостоящие адаптеры и т.п.
Установка усилителя осуществляется под водительское сиденье, места там достаточно. Благодаря малым габаритам усилителя удалось аккуратно подвести всю проводку и при этом не перекрыть воздуховоды обдува ног задних пассажиров.
Для крепления усилителя, под ковер, была вклеена площадка из МДФ. Площадка приклеена к кузову на спец клей, который позволит ее снять в случае необходимости. Вся подходящая к усилителю проводка проходит по штатным кабель-каналам.

Силовая проводка
Питание усилителя нового Helix осуществляется от штатного аккумулятора, находящегося под капотом. Для подачи питания к усилителю мы используем кабель марки Stinger сечением 8 AWG (25 мм) . Кабель по всей длине дополнительно защищен "змейкой" и закреплен каждые 10-15 см.Для защиты кабеля от КЗ, установлен главный предохранитель типа MINI-ANL, номинал предохранителя - 60А. Предохранитель установлен на расстоянии d 35 см от плюсовой клеммы аккумулятора, а это укладывается в нормы безопасности прокладки проводки. Крепление держателя предохранителя надежно прикреплено ко внутренней части левого крыла, рядом с заводским блоком предохранителей. Сам кабель проложен таким образом, что бы не мешать обслуживанию автомобиля.

Надежное крепление предохранителя и кабеля залог безо опасности!
По мере работ с питанием, мы столкнулись с небольшой проблемой - это штатная плюсовая клемма аккумулятора (на фото ниже она слева). Первое, сама клемма не предусматривает никаких иных подключений кроме штатного кабеля, "бюджетность" изготовления просто поражает... Второе, это сечение самого кабеля, дай бог если там есть 15 квадратов...
И все это в большом семейном автобусе, где в 100% случаев будет подключено много различных потребителей помимо штатной сети!
Берем новую клемму и изготавливаем к ней 2 новых кабеля, один для питания нового усилителя, а второй к штатному коробу предохранителей. Кабели имеют сечение по 25 мм каждый, изготовлены из луженого кабеля от Stinger. Наконечники от КВТ обжаты гидропрессом, а сам кабель дополнительно защищен "змейкой".

Вот теперь все как надо!
Итоговый чек-лист
После выполнения любой работы, а тем более столь объёмной, мы проводим проверку всего, что разбирали или делали. Первым делом проверяется все штатное оборудование, такое как: стеклоподъемники, подогревы, регулировки сидений и т.п. Вторым этапом мы проверяем работоспособность и безопасность новой музыкальной системы, в проверку входит: проверка номиналов предохранителей, крепление оборудования и проводки, изоляция всех соединений, проверка моментов затяжки на колодках и т.п.Так как музыкальная система, в данном случае, безпроцессорная, то настройка сводится к регулировке гейна на усилителе и некоторой частотной корректировке в гу.
Итог работ
В результате мы получаем достаточно тихий и комфортный автомобиль, который будет дарить еще больше радости в путешествиях всей семье! Удалось существенно снизить все шумы, будь то шум от асфальта или неровностей покрытия, до боковых шумов и шума дождя. Описывать эффект от шумоизоляции всегда сложно, но поверьте он очень существенный!
Что касательно музыкальной системы, то тут нужно отметить, что прирост серьезный, как в качестве так и в уровне громкости. Благодаря хорошему головному устройству мы получили отличную базу на построения хоть и простой, но все же системы. Объемный салон позволил добиться воздушности звучания и некой масштабности стерео картины и отличной глубины сцены.
В качестве рекомендации мы посоветовали владельцу все же задуматься об установке сабвуфера. Несмотря на то, что с низкими частотами все очень неплохо, сабвуфер прибавил бы некоторой уверенности НЧ диапазону.
P/S
Все доработки сделаны аккуратно и никак не помешают ремонту и обслуживанию автомобиля. Вся новая проводка протянута отдельно, мы нигде не резали штатную. В кузове не появилось ни одной новой дырки или чего то подобного.При необходимости, можно за 1 день снять нашу музыкальную систему и вернуть все к заводскому виду! (такое не редко бывает перед продажей авто).
Если У Вас появились вопросы или хотите узнать, как можно доработать ваш автомобиль, звоните нам! Или приезжайте в гости, кофе и консультация - бесплатно!
Мы готовы предложить множество вариантов доработки музыкальной системы не только для Citroen Spacetourer, но для любых других автомобилей.
Если Вы хотите самостоятельно доработать свой автомобиль, то мы поможем разработать систему и план мероприятий и предложим все необходимое оборудование с заметной скидкой!
С уважением, студия автозвука Stereo-Systems
Поддержка всех форматов Hi-Res
Поддержка стриминговых сервисов Qubuz, Tidal
Интегрирована экосистема Roon
- Комментарии