Системы такого уровня "рождаются" нечасто, так как для этого нужно собрать воедино сразу несколько важных факторов;
1. Уровень знаний, понимание и слуховой опыт самого владельца. Очень хорошо, если владелец увлекается домашними системами или имеет большой опыт работы со звуком.
2. Для таких работ, требуются достаточные бюджетные возможности и широкие временные рамки, ибо "за недельку" такую систему не собрать.
3. Уровень студии автозвука должен совпадать с уровнем потенциальных работ.
Техническое задание, автозвук для Zeekr 001:
1. Нужно создать высококачественную музыкальную систему, которая будет сравнима по уровню с хорошей домашней системой.2. Нужно реализовать программно-аппаратное решение для работы экосистемы Roon.
3. Все оборудование должно быть установлено в штатные места.
4. Все элементы инсталляции должны быть выполнены максимально качественно и надежно.
5. Нужно учесть все особенности инсталляции оборудования в электромобиль.
Вроде бы, всего 5 пунктов, но за каждым скрывается весьма серьезный объем работы.
Основные проблемы штатной звуковой системы от Yamaha в Zeekr 001
1. Низкое качество сигнала формируемого самим головным устройством. В придачу к этому, сигнал сильно эквализирован, есть серьезные вопросы к фазировке. Способ передачи сигнала от ГУ к усилителю самый простой и банальный (ВУ на простеньких проводах). Ни оптики ни Ethernet в системе нет.2. Штатный усилитель очень слабый и не способен хорошо контролировать акустику. Шутка ли, 8-ми канальный усилитель помещается на ладони одной руки...
3. Акустический конфликт в дверях. Мидбасовые и среднечастотные динамики работают в одном объеме, мешая друг другу.
4. Неправильное размещение акустики в салоне. Особенно неудачно расположены среднечастотные динамики. Грили защищающие акустику плохо пропускают звуковую волну, реальный процент пропускания всего около 40%.
5. Принцип подбора акустики производителем удивляет. Установлены весьма неплохие, для штатки, мидбасовые динамики и сабвуфер, но при этом, используются крайне отвратительные твитеры и очень странные среднечастотники...
Оборудование для новой музыкальной системы в Zeekr 001
В таких случаях на помощь приходит - опыт, в том числе и соревновательный, который существенно упрощает выбор оборудования. Не забываем и про другие важные факторы, такие как: особенности размещения акустики, возможности салона, особенности питания и многое другое, вплоть до роста и посадки владельца.
Будущая музыкальная система класса Hi-End
2. Звуковой процессор Helix DSP Ultra
3. Плата Helix USB HD, для подключения плеера к процессору по USB-Audio интерфейсу
4. Регулятор и управление процессором Helix Conductor
5. Усилитель Zapco AP 150.4, 2 шт
6. Роутер Keenetik с USB модемом
7. Высокочастотная акустика Blam TSM 25 MG 45
8. Среднечастотная акустика Blam LFR80
9. Мидбасовая акустика Dego 6.5 MW
10. Сабвуфер от SB Acouctic 26W
11. Акустическая проводка Inakustick + Eagle
12. Силовая проводка Stinger
13. USB-Audio провод от Furutech
14. RCA, AEC+Audioquest
Структура новой музыкальной системы
А) Два источника сигнала, штатное головное устройство и плеер Roon. Оба устройства подключаются к новому тракту, выбор источника производится при помощи регулятора установленного в один из подстаканников.Все управление музыкой происходит на головном устройстве и штатном мониторе (для работы плеера Roon установлено дополнительное программное обеспечение). Так же, можно управлять музыкой и c любого телефона подключенного к Wi-Fi сети автомобиля. Любой пассажир, может подключится к Wi-Fi сети автомобиля и слушать музыку со своего телефона в максимальном качестве. В отличии от Bluetooth, при передачи музыки по сети, потерь и искажений нет.
Штатное ГУ обеспечивает базовый уровень качества, оптимально для просмотра YouTube и т.п.
Плеер Roon способен воспроизводить настоящий Hi-Res материал в максимальном качестве, которое только может быть в автомобиле. Доступны все качественные стриминговые сервисы, такие как Qubuz и Tidal.
Б) Дополнительной обработкой цифрового сигнала занимается источник Pure, специальной версии, он подключен к сети и взаимодействует с компьютером Intel Nuc и головным устройством. Весь обмен данными идет через источник, по сети при помощи протокола DLNA.
В) За усиление отвечают 2 усилителя Zapco AP, в сумме они имеют 8 каналов. Три канала отведены для фронтальной акустики, два канала для сабвуфера.
Подготовка автомобиля к установке автозвука
Питание системы будет осуществляется от аккумулятора под капотом
Металл достаточно тонкий и несмотря на наличие обильной заводской виброизоляции пол простукивается с громким звуком.. Хорошее вибродемпфирование кузова очень важно для достижения качественного звучания особенно в сегменте низких частот, поэтому на пол мы клеим эффективный виброизолятор SGM Onyx 4 мм.
Важен каждый квадратный сантиметр плоскости
Задние арки проклеиваем виброизолятором заодно с полом, заводской шумоизоляционный экран очень неплох, менять его смысла нет.
Арка заднего колеса со стороны салона
На виброизоляцию клеим, слой композитного шумоизолятора SGM ULTRA. Многослойный материал эффективно борется со внешними шумами и это поможет нам добиться оптимального акустического комфорта в салоне.
Подготовка салона закончена, минимальный вес - максимальный эффект!
Акустическая подготовка дверей и установка акустики в Zeekr 001
При доработке дверей в Zeekr 001 есть 2 основные задачи: создать правильное акустическое оформление для акустики и грамотно задемпфировать саму дверь.Акустическое оформление будет заключаться в разделении "объемов" для работы мидбасовых динамиков и среднечастотников. На фото ниже, цифрами 3 и 4 отмечены именно эти динамики. Дело в том, что при работе, динамик создает волну не только перед собой, но и сзади, и если такие волны встречаются то происходит так называемый акустический конфликт, а это очень сильно влияет на качество воспроизведения музыки. Происходит это из-за того, что внутри двери эти динамики никак не отделены...
Второй задачей является необходимость сделать внутренний объём двери как можно более жёстким, стремящимся к полностью закрытому объему. На фото ниже, цифрами 1 и 2 отмечены штатные влагозащитные накладки, которые сделаны из мягкого полимера и просто неспособны создать достаточную жесткость объёма, так необходимое низкочастотному динамику. Отсюда и ватность звучания у штатной системы и отсутствие динамики в звуке и недостаточная громкость. Для решения этой проблемы мы изготовим жёсткие щитки из стеклопластика.
Штатная конструкция двери с оригинальными динамиками
Выкидываем заводские накладки и начинаем делать свои, жесткие из стеклопластика. Щитки делаются точно по размерам и форме штатных, это поможет избежать проблем при сборке.
Набираем толщину, жесткость и придаем форму
Щитки будут крепится к металлу двери на закладные гайки, которые мы устанавливаем по периметру. Для придания лучшего вида, красим щитки в черный цвет.
Крепежные отверстия под потай
Щитки получились очень жесткими, что очень хорошо. Для создания герметичного соединения щитка с дверью, проклеиваем двойной уплотнитель по периметру.
Олдскул технологии в действии
Для отделения объемов, изготавливаем отдельные закрытые ящички для установки среднечастотных динамиков. Эти ящички устанавливаются внутрь двери и это позволяет отделить звуковые волны идущие от мидбасового динамика от волн среднечастотника, что позволяет создать оптимальное акустическое оформление сразу для 2-х полос.
Мало того, ящики имеют определенный объём и форму, специально рассчитанные под электромеханические параметры конкретного СЧ динамика. В данном случае объём составил 790 мл, а итоговая результирующая добротность 0,72. Такие параметры говорят о том, что динамику будет максимально комфортно в таком оформлении и он сможет выдать максимальное качество воспроизведения звукового материала.
Выбранные нами среднечастотники Blam LFR 80, одни из немногих, которые способны отлично играть в небольшом закрытом объёме. Мало того, диаграмма направленности этих динамиков, позволят устанавливать их под углами до 60 град, что очень важно для нас, ибо этот угол в салоне Zeekr составляет примерно 45-50 град.
Закрытые объёмы для установки СЧ в Zeekr 001
Далее проводим работы по виброизоляции двери, используем материал Onyx 4 мм. Затем устанавливаем ящички для СЧ динамиков внутрь двери и прикручиваем снаружи новое опорное кольцо изготовленное на 3D принтере, на фото ниже отмечено цифрой 1.
Технологические проемы, куда мы установим новые щитки из стеклопластика, отмечены на фото ниже, цифрами 2 и 3. На этом фото, так же можно увидеть и уже установленные закладные гайки.
Правильная подготовка двери залог успеха
Установка акустики в Zeekr 001
Для установки новых мидбасовых динамиков изготавливаем кольца под размер. Кольца вырезаются из МДФ на фрезере, затем покрываются полиэфирной смолой для защиты от влаги, затем красятся.В данном случае мы не используем 3D печать, т.к. нам нужны жесткие и тяжелые кольца, которые хорошо держат плоскость и форму. При изготовлении колец для низкочастотных динамиков крайне важно добиться именно жесткости, а не внешнего вида и "натянутой" технологичности.
Для защиты магнитной системы динамика, крепим козырек из пластика над электромагнитной системой, тем самым защищая ее от воды капающей с уплотнительных бархоток стекла.
Крепление осуществляется в штатные отверстия в двери, никаких новых дырок!
При установке динамиков обрабатываем все подводящие защитным составом.
Крепление колец к железу и динамиков делается на винты, никаких шурупов и т.п. В итоге получается полностью разборная и обслуживаема конструкция.
Такую красивую акустику даже жалко прятать внутри двери
Среднечастотные динамики устанавливаем в уже подготовленные места, с уплотнением по периметру. Кольцо крепится в штатные отверстия двери, динамик прикручивается винтами в закладные, которые заранее установлены в пластиковых кольцах.
Единственно верный вариант установки СЧ в Zeekr001
В итоге мы имеем подготовленную по всем канонам автозвука дверь. Проблема с акустическим оформлением полностью решена. Дверь грамотно задемпфирована. Сохранена полная ремонтопригодность (весь "новодел", прикручен на винты и легко снимается). Вся проводка в доступе на случай проведения других работ.
И красиво и функционально и главное звук будет!
При завершении работ по дверям дорабатываем и пластиковые карты дверей.Для снятия паразитных резонансов с пластика, нам нужно несколько утяжелить деталь, для этого мы клеим толстую виброизоляцию на все плоскости карты. Затем клеим шумопоглощающий материал Wave 15.
Титанический труд, все для результата!
После проведения всех работ готовим двери в окончательной сборке.
Двери здорового Зикра :)
Так как, высокочастотные динамики будут установлены в штатных местах, мы получаем некоторые ограничения по возможности разворота динамика внутри уголка.
Именно поэтому мы выбрали динамики обладающие широким углом и малым спадом на краях, это акустика от Blam топовой серии Multix с куполами из магнезия. Мощная магнитная система, нужная нам АЧХ!
Топовой системе, топовую акустику!
Штатные уголки далеко не идеальны, мы смогли их заметно доработать, но это уже секрет.
Штатные ВЧ динамики наш антилидер среди штатных ВЧ, худших параметров мы еще не видели...
После сборки уголки выглядят абсолютно стандартно, никаких внешних изменений нет.
Лого от Yamaha решили оставить :)
Компоновка системы и установка основного оборудования
Багажное отделение в Zeekr просто замечательное, места для установки различного оборудования более чем достаточно.На основной плоскости мы установим усилительное звено, процессор и компьютер (на фото под цифрой 1).
В нише, рядом с баллонами пневмы, (на фото цифра 2), установим цифровой источник, блок питания для компьютера и слаботочный дистрибьютор. В нише крыла (под цифрой 3), будет установлен роутер и модем, там к ним будет обеспечен удобный доступ и они будут максимально отдалены от чувствительного оборудования.
Огромный багажник счастье не только для дачника!
Пару слов о штатном усилителе, который прячется от позора под задним сиденьем :) Простецкий восьмиканальный усилитель D класса, который помещается на ладони одной руки. Сигнал получает по высокому уровню, питание получает по тоненьким проводам. Тут просто неоткуда взяться звуку, никаких шансов...
Хоть лаком залит нормально, жить будет долго
Оборудования у нас много и оно нелегкое. Нам нужна надежная фиксация, поэтому изготавливаем крепёжную раму. Раму варим из трубки 15\15\1,5, центральная часть МДФ.
Рама крепится к кузову на 5 винтах М6
Металл красим порошком в черный, МДФ затягиваем в экокожу. Для надежного крепления всего оборудования устанавливаем усовые гайки с обратной стороны панели. Панель к раме крепится на 10 винтов М5.
Получилась универсальная панель для установки любого оборудования
Устанавливаем раму на место и начинаем размещать оборудование и прокладывать проводку. Вся силовая проводка идет по левой стороне, сигнальная по правой, случайные помехи и наводки просто исключены.
Работа кипит!
В процессе сборки системы отдельно подготавливаем и сами устройства. Так как коммуникация процессора с источником будет осуществляется через USB-Audio стандарт, устанавливаем соответствующую плату расширения в процессор. За счет этого, процессор сможет получать звук в формате качества вплоть до 192 kHz / 32 Bit (к слову, CD качество это - 44/16).
Helix Ultra и плата расширения Helix USB-Audio HD
Установка компьютера Intel Nuc потребовала больших усилий, ибо устройство рассчитанное работать дома непросто заставить работать в авто так как надо. Для начала мы установили управляемый блок питания, который сможет стабильно выдавать нужные 20 Вольт с минимальными перепадами. Так же выводим провода для дистанционного включения и корректного выключения компьютера. Изготавливаем надежное крепление компьютера к раме.
Intel Nuc i3 с операционкой Roon Rock
Для крепления роутера в левой задней нише, изготавливаем крепежную площадку и прикручиваем ее на штатные шпильки.
Для крепления роутера и модема печатаем на принтере 3-х составной крепеж, который будет надежно держать оборудование и при этом не закрывает никаких разъемов и кнопок, модем тоже можно легко снять.
Лучше места для роутера и не найти
После чего устанавливаем роутер и модем, подводим силовую и сетевую проводку, далее крепим ее к магистралям.
Роутер на месте и бодро мигает лампочками
В нише, рядом баллонами пневмоподвески, устанавливаем двухэтажную конструкцию, на первом этаже которой устанавливаем цифровой источник Pure, а на втором слаботочный дистрибьютор, реле и БП компьютера.
Надежно закреплено, аккуратно разведена вся проводка
Устанавливаем и подключаем сердце системы, немецкий процессор Helix DSP Ultra. Маркируем всю проводку, для RCA проводов указываем еще и направление.
Остались и запасные каналы на случай развития системы впоследствии
Установка сабвуфера в Zeekr 001
До этого момента, у нас было много вопросов к инженерам Yamaha, но теперь пришла пора и похвалить их. Штатный сабвуфер очень хорош, как конструктивно так и по параметрам (снимали параметры TS на специальном оборудовании). Инженерам удалось реализовать в очень ограниченном пространстве крыла достаточно быстрый и качественный сабвуфер.Скажем больше, при более бюджетной инсталляции мы настоятельно рекомендуем не менять сабвуфер и не переделывать корпус, достаточно подключить его к новому хорошему усилителю и поверьте, он вас удивит!
Но мы пойдем дальше, наши задачи требуют существенно более высокого уровня, поэтому штатный сабвуфер мы демонтируем и приступаем к созданию оригинального решения.
Пожалуй это лучший саб из штатных, что мы видели
Корпус из пластика, но стенки очень толстые и много ребер жесткости, хорошее крепление к кузову. Сам динамик классической конструкции, легкий диффузор из бумаги, мощная магнитная система. Единственное к чему можно придраться это работа только в 2 Ома, но на этом уровне это совсем не важно.
Штатный сабвуфер Zeekr 001
Штатная защитная решётка имеет достаточную прозрачность для низкочастотных волн, но тем не менее, позже мы ее заменим на кастомную и немагнитного сплава и гораздо большей прозрачности.
На фото слева, можно увидеть закладку нового корпуса для сабвуфера
Изготавливаем новый корпус для сабвуфера из МДФ толщиною 18 и 12 мм. Закладываем 4 крепления корпуса к кузову.
Сняв параметры T\S с нашего нового сабвуферного динамика и точно понимаем, какой объём корпуса нам нужен для достижения максимального результата.
Позиционируем динамик точно по центру защитной решетки
После изготовления корпуса, собираем сабвуфер на столе и начинаем его проверку и настройку. На удалось добиться резонанса в 46 Hz при итоговой добротности QTS 0,7104. И это при калибре в 10 дюймов и корпусе объемом в 15 литров!
Динамик крепится к корпусу на 8 винтах М5.
Устанавливаем новый сабвуфер на свое место. Крепим его к кузову на 4 винта, прокладываем проводку с быстросъёмным разъемом.
Отлично смотрится и точно так же играет!
Постепенно багажник подходит к своему финальному виду. Многократно проверяем проводку, подгоняем провода по длине и надежно все закрепляем.
Усилители от Zapco просто красавцы
Установка пульта ДУ Helix Conductor
Еще одной задачей является установка пульта управления процессором в один из подстаканников. Пульт нужен нам для управления громкостью при работе альтернативного источника звука, а так же, для регулировки уровня сабвуфера, переключения пресетов и выбора типа источника.
Лучше места просто не найти
Изготавливаем на 3D принтере форму и перетягиваем eё в кожу с фактурой и цветом штатной. Пульт специально посажен чуть глубже, для сохранения видимости подсветки самого подстаканника, при это им достаточно удобно пользоваться, красиво и функционально.
Не каждый отличит пульт от штатного
Пульт Helix Conductor сам по себе симпатичный, а при грамотой инсталляции становится вообще безупречным, как с точки зрения функционала, так и с точки зрения дизайна.
Интенсивность и цвет подсветки регулируется, подобрали максимально близко в штатной подсветке
Питание и проводка
Питание оборудования, на самом деле, один из ключевых вопросов при реализации систем такого уровня. А когда речь идет о электрическом автомобиле, то важность возрастает кратно. Помимо того, что мы подобрали оборудование с достаточно скромным потреблением, нам нужно все это грамотно реализовать и подключить.Питание всей системы берется от штатного аккумулятора под капотом. В режиме зарядки от основного аккумулятора, вольтаж на клеммах подкапотного поднимается до 14,1-14,2, а это очень хорошо для правильного питания новой системы.
Все слаботочные потребители подключены через дополнительные реле, которые размыкаются в момент выключения системы, сохраняя тем самым заряд.
Главный предохранитель (на фото ниже номер 1), установлен максимально близко к + клемме. Корпус предохранителя жёстко закреплен. Вся проводка имеет 3 степени защиты, надежно закреплена и защищена от влаги.
Реализован "дубль массы" (на фото отмечен цифрами 1 и 2). Таким образом мы сняли дополнительную нагрузку со штатного провода массы.
Не все заметят нештатную проводку
Новая силовая линия сделана на проводах сечением 25 мм (4 AWG) и идет без изменения сечения от аккумулятора до усилителей. Все участки проводки надежно защищены предохранителями подобранными с запасом к сечению провода, безопасности много не бывает.
Проводка по всей длине имеет 2-3 уровневую защиту, в зависимости от места прохождения. Вся проводка пущена по штатным магистралям и надежно закреплена.
Защита от Aura, термоусадка с клеем от КВТ, наконечники и НШВИ тоже КВТ
Вся проводка неоднократно проверялась перед установкой. На фото ниже, можно увидеть проверку на правильность обжатия сетевых проводов.
В некоторых местах, мы впаивали быстросъемные разъемы для удобства сборки или обслуживания автомобиля.
Проверки и перестраховки - ключ к надежности
Силовая проводка изготавливалась из расчёта минимальной длины линии, все же ток постоянный и потери пропорциональны длине. Пересечение акустической проводки с силовой есть только в одном месте и то под углом 90 град.
Гармония, безопасность, надежность
Производим первый запуск системы. Накидываем базовую конфигурацию в процессоре и даем системе прогреться в течении 30 часов. И уже на этом этапе, до настройки, становится понятно, что звук у системы очень взрослый и правильный, но об этом позже.
Изготавливаем полку, которая закроет нишу с пневмобаллоннами и частью оборудования
В итоге получаем вот такой замечательный вид на систему. Все сделано лаконично и аккуратно под стать уровню самой системы.
Музыкальная система класса Hi-End в Zeekr 001
За штатной решеткой скрывается очень серьезный и качественный сабвуфер, который способен удивить лаже опытных слушателей.Укладываем штатный пол на место и видим, что в интерьере багажного отделения нет никаких изменений, все на 100% штатно.
Почему в Zeekr не написали слово Yamaha на штатной решетке саба - загадка
После прогрева системы приступаем к окончательной конфигурации системы и настройке процессора. От правильной настройки системы зависит примерно треть оконечного результата, поэтому мы уделяем этому этапу много времени, по факту настройка заняла 2 дня.Для прослушивания музыки со штатного головного устройства мы можем использовать любое штатное приложение или сервис. Для воспроизведения музыки с плеера Roon устанавливаемся специальное приложение с управлением со штатного монитора, как это показано на фото ниже.
Так же предусмотрена возможность управления плеером со смартфона и передача музыки с него в систему. Подключение происходит через сеть Wi-Fi, возможно подключение устройства на любой операционной системе.
Программное обеспечение Roon Rock
Так выглядит салон после установки новой музыкальной системы. Из видимых изменений только пульт управления, установленный в подстаканнике, но и он смотрится весьма гармонично.
Интерьер в Zeekr 001 сам по себе безупречен!
Что же хочется сказать в итоге?
Возможно ли организовать качественный автозвук в этом автомобиле?
Можно ли построить систему по уровню близкую к классу Hi-End, но во вменяемом бюджете?
Однозначно - Да и Да!
При наличии опыта и знаний, можно исправить все врожденные ошибки и создать совершенную систему, которая будет способна показать высокий уровень звучания на любом материале.
Описывать звук словами просто невозможно, его можно описать только эмоциями.
Звучание получилось под стать характеру самого автомобиля, звук - динамичный, драйвовый, воздушный и очень эмоциональный.
С безупречной точностью передаются все, даже очень тихие звуки. Все музыкальные инструменты осязаемы в пространстве, их размер сопоставим с реальным.
Благодаря качественной настройке процессора, удалось добиться слитной и цельной стерео-картины звучания. Параметры сцены удивляют своей шириной и глубиной, четко ощущается эффект эшелонирования. Звучание объемное и грубое. Низкочастотный сегмент богатый, напористый и динамичный.
Подготовка к созданию этой системы заняла примерно месяц, постройка заняла всего 2,5 недели.
Хотите так же? Звоните, все расскажем и соберем такую же или аналогичную систему!
Нет желания строить серьезную систему, но хочется получить качественный автозвук?
Звоните, мы сможем предложить еще с десяток вариантов реализации в различных бюджетах!
С уважением, студия автозвука Stereo-Systems
Усилители Zapco AP, источник Pure.
Изготавливаем сабвуфер, уголки и варим раму!
- Комментарии