Работать с такими автомобилями как VW Teramont - очень интересно, они редко попадают в студии автозвука и всегда есть шанс сделать что-то интересное, то что до нас никто не делал! А в этом случае, в нашем распоряжении достаточный бюджет, который позволяет использовать серьезное оборудование и появляется возможность правильно реализовать его потенциал.
Еще одним немаловажным моментом является то, что сам владелец хорошо понимает, что такое настоящее SQ, и это облегчает общение, мы говорим на одном языке. Это очень важный момент, именно взаимопонимание помогает добиться наилучшего результата!
Техническое задание;
1. Установка мидбасов в штатное место, без изменения дизайна двери.
2. Установка ВЧ акустики в уголки с их модернизацией, итоговый дизайн должен вписываться в общую концепцию салона.
3. Скрытая установка усилительного звена без отказа от запаски.
4. Установка источника сигнала способного воспроизводить Hi-Res материал и работать со стриминговыми сервисами Tidal и Qobuz.
5. Изготовление сабвуфера.
6. Установка Wi-Fi роутера и USB модема.
Список устанавливаемого оборудования:
Акустика Blam Multix BLAM S 165 M2 mg A
С
абвуферный динамик Dego SB-12 P-MK3
У
силители Zapco Z-150.4 AP и Zapco Z-400.2 AP
И
сточник PURE USB
П
роцессор Helix DSP 3
Р
оутер Wi-Fi Zyxel 1410, USB модем Huawei
Проводка:
акустические провода Eagle и Inakustik, межблоки Audio-Quest и наконечниками Furutech, USB-Audio WireWorld, силовая проводка Stinger.
Установка акустики Blam в двери VW Teramont
Надо отметить, что данный комплект акустики уже был у заказчика и нашей задачей была инсталляция динамиков максимально правильно, но в рамках технического задания. Заложенные производителем параметры динамиков, рекомендуют установить их в ящик с фазиком, но т.к. сделать это в рамках нашего ТЗ невозможно, мы будем стараться создать максимально правильное акустическое оформление. Как позже выяснится, данная акустика очень неплохо звучит и при установке на "объем двери", удивительно, но факт.
Акустика выглядит просто - космически, мидбас из комплекта даже жалко прятать внутри двери.
Серия акустики Blam Multix BLAM S 165 M2 mg A является топовой и относится производителем к классу оборудования Hi-End. Данную акустику компания Blam собирает в ручную, на собственном заводе во Франции, на коробке даже есть автограф мастера собравшего этот комплект.
Сделано во Франции. Маэстро Guy Bonneville - знает свое дело!
Немного о конструкции мидбасовых динамиков. Магнитная система сделана на базе набора неодимовых магнитов, компактные магниты формируют основу мощного мотора мидбаса. Жёсткая литая алюминиевая корзина с отличной вентиляцией. Карбоновые диффузоры и позолоченные терминалы!
Конструкция, материалы и исполнение динамиков заслуживают уважения. Приятно видеть, что заявленные заводом параметры TS совпадают со снятыми нами, такое бывает редко. Относительными минусом конструкции можно назвать уязвимость самой катушки, она ничем не защищается от попадания влаги, мы это обязательно учтем при инсталяции.
Само совершенство!
Этап 1 : Подготовка дверей
Так как мы знали заранее конструкцию данных дверей, план мероприятий созрел быстро. Дело в том, что для правильной акустической подготовки двери нужно максимально увеличить ее жесткость, правильно задемпфировать плоскости. В целом, конструкция двери удачная, внешний металл имеет ребра и дополнен двумя усилителями, филенка сплошная из железа. Единственным заметным минусом являются мягкие пластиковые щитки закрывающие технические проемы на филенке.
По матрице из оригинального щитка, начинаем делать новые жёсткие стеклопластиковые щитки. Первые слои делаются по форме щитка, последующие накидываются уже на двери для того, чтобы щиток не повело в процессе. В итоге получаем щиток толщиною около 1 сантиметра, что придает ему очень высокую прочность.
Трудоемкая работа, но оно того стоит.
Для того, чтобы новый щиток сидел как следует, делаем по 16 закладных под М4 на каждый. К слову, заводской пластиковый щиток вставал просто в распор и даже если бы мы его как следует усилили, то результата это не дало бы.
Стрелками указаны те самые закладные под м4.
Красим щиток в черный цвет и прикручиваем на винты под шестигранник. Выглядит очень круто, хоть этого толком никто и не увидит... Для вывода тяги замка двери делается отверстие и тяга с уплотнителем встает идеально.
В результате получаем жесткую и хорошо задемпфированную конструкцию двери.
В предшествующей статье о виброизоляции мы уже писали про то, как усиливали дверь профилем из алюминия. Для тех кто не читал коротко опишем процесс. Внешний метал двери требует некоторого усиления и увеличения жесткости, для этого при помощи стекольного клея мы крепим Ш-образный профиль.
Профиль заметно увеличивает жёсткость плоскости, что нам и нужно. Помимо самого профиля, жёсткость увеличивается и за счет двойного слоя виброизолятора, образуя как бы некий композит. В наши дни, такие олдскульные решения, как вклейка профиля применяют редко из-за сложности или просто отсутствия знаний в этой области, что печально.
Этап 2: Проставочные кольца
Для установки новой акустики изготавливаем кольца под ее размеры и под точки крепления на самой двери. Кольца изготавливаются из МДФ при помощи фрезера. Каждое проставочное кольцо состоит из двух колец и они соединены между собой при помощи стеклопластика. Это делается для того, чтобы "подвести" динамик ближе к решетке карты двери. Таким образом динамику будет проще большую часть звуковой волны отправить в салон, а не под карту.
Обратите внимание, что за динамиком сделан небольшой раскрыв для облегчения дыхания.
Изготавливаем большие козырьки для защиты магнитной системы динамика от влаги. Козырьки изготовлены из листа стеклопластика и приклеены при помощи полиэфирки. Затем красим кольца в черный цвет для эстетики.
Крепежные отверстия совпадают со штатными отверстиями в металле двери, ни одной новой дырки мы не делали.
Этап 3: Установка акустики в двери
Прикручиваем проставки к двери винтами М5 под шестигранник. Акустическая проводка заходит в дверь по штатной гофре (на фото указана красной стрелкой), сквозь штатную колодку. Колодка в дверях Терамонта имеет незадействованные пины, сквозь их и "проходим".
Акустические провода дополнительно крепятся внутри двери чтобы они не мешали работе стеклоподъёмника, да и просто не болтались внутри. Для защиты места контакта акустического кабеля с терминалом на динамике, обрабатываем его защитным составом.
Суть протяжки провода заключается в необходимости неразрывности цепи усилитель-акустика.
После установки динамика на место проверяем то, как садится карта и правильность электрической фазы.
Выглядит неплохо :)
После установки динамика крепим на место блок управления электрикой двери и подсоединяем все штатные провода. Еще раз протягиваем все новые крепления и собираем дверь.
Вид правильно подготовленной двери "в разрезе".
Так как мы не изменяли вид карты двери, в собранном виде дверь смотрится весьма штатно. Забегая вперед, на фото ниже, можно увидеть уже установленные ВЧ динамики, но этом мы расскажем подробнее чуть ниже.
Изготовление уголков для ВЧ акустики Blam TSM25Mg 70 HR
Необходимость переделки уголков очевидна, ВЧ такого размера просто не поместятся в штатные уголки, а про изменение направления даже говорить не приходится. Мало того, сам уголок сделан таким образом, что смотрит как бы немного вниз, поэтому, даже при установке ВЧ меньшего размера были бы вопросы...
Для начала печатаем на 3D принтере опорное кольцо и выставляем направление. Даже точно зная рост и посадку владельца, а так же учитывая диаграмму направленности и размер салона, на это уходит порой от 1 часа до 3-4 часов, а бывает что и целый день.
Шпажки и суперклей наше все.
После выставления направления усиливаем каркас стеклопластиком и накидываем форму. Затем идет долгий и муторный процесс вышкуривания поверхности в идеал, перетягивать то нам в кожу, а она ошибок не прощает.
Перетягиваем с использованием кожи наппа. Строчка нитка такие же, как и на картах перешитых чуть ранее. Несмотря на сложную форму все получилось отлично.
На фото ниже хорошо виден оттенок цвета кожи, он очень близок к цвету оригинального ваговского пластика (серей и синеватым отливом).
Даже вблизи уголки смотрятся очень хорошо!
Установка уголков на место занимает пару минут, процесс очень простой, ровно как и снятие. Защищаем соединения и подключаем ВЧ динамики к акустической проводке.
Крепим акустику на винты под шестигранник. Проверяем зазоры панелей и линию прилегания уголка к стойке двери при закрывании - все отлично!
Смотрится отлично, что вблизи, что с водительского места.
Очевидно, что уголки удались, как с точки зрения построения звука, так и с точки зрения дизайна и гармонии. Еще хочу заметить, что уголки сделаны с таким расчетом, чтобы потом можно было добавить среднечастотный динамик на стойку. Владелец человек реактивный и идейный, надо быть готовым :)
Со всех ракурсов вид отличный. Сами уголки не ухудшают обзорность ни под каким углом!
Изготовление сабвуфера для VW Atlas или Teramont
Техническое задание гласит - сабвуфер должен быть съемным, поэтому это будет отдельный корпус оформленный в варианте закрытого ящика (ЗЯ). Такой вариант оформления как ЗЯ выбран исходя из параметров самого динамика. Для будущего сабвуфера мы подобрали один из лучших динамиков в калибре 12 дюймов - Dego SB 12 P-MK3 (P - обозначает бумажный диффузор, а MK3 это его новейшая модификация). Характер звучания этого динамика можно описать просто - безупречная точность воспроизведения материала, никакой давки и т.п. Одним словом правильный SQ сабвуфер!
Для начала мы рассчитываем объём будущего корпуса исходя из параметров снятых нами в студии с конкретного динамика. Получаем ориентировочный объем в 30 литров. Но так как мы хотим сделать правильный и точный сабвуфер, мы закладываем в конструкцию чуть больший объем для возможности его регулировки в случае необходимости.
Материал МДФ 18 мм, передняя часть трехслойная. Глубину установки динамика закладываем на ход диффузора и установку кастомного гриля
После промежуточной сборки короба устанавливаем в него динамик и снимаем параметры TS. Из полученных результатов видно, что сабвуферу на данный момент нужно чистыми около 28 литров объёма. Обратите внимание на подъем импеданса на графике, согласитесь уже хороший фундамент!
Далее поджимаем внутренний объем до 29,5 литров, ибо после прогрева параметры динамика немного изменяться и как следствие требуемый объем тоже.
Резонанс 47 Hz, Qts - 0.65, - уже очень близко к идеалу! На фото справа можно увидеть, как уменьшали внутренний объем на одной из стенок.
После регулировки и настройки сабвуфера перетягиваем корпус в карпет. Для удобства снятия/установки сабвуфера припаиваем быстросъемный разъем XT90.
Изготавливаем декоративные боковые накладки, перетягиваем их в кожу. На накладке можно увидеть вырезы для удобства переноски сабвуфера.
Гриль изготавливаем на заказ с максимальной прозрачностью сетки и под калибр конкретного динамика. после окончательной сборки еще раз снимаем параметры для теста и проверяем корпус на герметичность.
И вот наш сабвуфер готов!
Доработка роутера Zyxel Omni
Мы редко ставим роутеры изготовленные специально для использования в автомобиле, связано это сразу с несколькими причинами;
1. Высокая стоимость хорошего, надежного и стабильного автомобильного роутера.
2. Не все роутеры одинаково хороши при работе с кастомными источниками и стриминговыми сервисами.
Есть простое решение, адаптируем роутер из домашки, в данном случае это - Zyxel 1410. Данная модель простая и надежная, загружается всего за 35 секунд, стабильна и имеет удобный дистанционный доступ.
Нам нужно сделать 2 вещи; убрать антенны внутрь и добавить дистанционное управление питанием. Одна из антенн убирается под плату (там достаточно места), вторая крепится к блоку розеток RJ45. Для организации управления питанием устанавливаем дополнительное реле. Так же, для удобства крепления, делаем ушки по бокам тушки.
Новая розетка питания теперь это: плюс, минус и управление включением (rem).
Установка USB-Audio модуля в процессор Helix DSP 3
Наш Hi-Res источник Pure подключается к процессору через USB-Audio интерфейс, а в процессоре такого интерфейса в стоке нет, поэтому покупаем - Helix HEC HD-AUDIO USB и устанавливаем его внутрь. Сама установка модуля в процессор проста, это видно и по фото снизу.
Минусом интерфейса от Helix является тип самого разъёма, тут он Mini-USB, дело в том, что выбор хороших USB-Audio кабелей с таким разъемом очень ограничен... Мы выбрали кабель от WareWorld серии Ultraviolet 8 с разъемами 24K Gold-plated.
Источник Pure USB прост лишь внешне, по уровню он легко обходит все другие компактные решения.
Изготовление рамы для усилителей
Обычно, когда мы видим автомобиль с тремя рядами сидений и запаской, понимаем, что места для установки оборудования просто нет, вернее оно есть, но его очень мало, максимум для процессорного усилителя и то под сиденьем. Терамонт оказался приятным исключением, в багажнике, между полом и запаской есть ниша высотою около 10 см и шириною во весь багажник, а это именно то, что нам нужно!
Варим основной каркас рамы и крепим ее на шесть закладных М6 к полу багажника. Рама сварена из трубки 15/1.2 мм. После предварительной установки рамы вырезаем площадку на которой будут расположены компоненты и прикидываем расположение.
Усилители Zapco серии АР очень красивые, прятать их под обшивкой - грех!
Определившись с расположением, привариваем к раме ушки для крепления опорной панели, как видно на фото ниже, их тут с запасом. Параллельно подводим силовую, акустическую и сигнальную проводку.
После того, как мы определились с местами крепления оборудования и трассировкой проводки, отдаем раму в покраску порошком, а сами перетягиваем опорную площадку в термовинил. Для окультуривания внешнего вида печатаем на принтере кольца которые устанавливаем в прорези для проводки.
Заранее делаем отверстия для крепежных винтов оборудования.
Верхняя часть рамы поднимается для удобства доступа к запаске. Верхняя часть рамы соединена петлями с нижней, а для фиксации положения используются 2 винта М6.
Еще в начале работ по проектировке рамы, стало понятно, что запаска лежит не совсем параллельно полу багажника, а это означает, что первоначальные 10 свободных сантиметров под полом превращаются в 9...
В процессе примерки рамы с оборудованием выяснился еще один момент - штатный пол слишком мягкий, легко продавливается по середине. Несмотря на то, что запас еще был около 1,5 см, мы решили сварить дополнительные опоры и закрепить их на раме. Всего сделали 4 опоры, закрепили их на раме, таким образом полностью обезопасили усилители от контакта и сделали пол намного прочнее.
Опоры сварены на трубки 15/1,2 мм, закреплены на винты М5. Сверху приклеена мягкая ткань для смягчения контакта в полом багажника.
Установка усилителей в VW Teramont
Напомним, мы устанавливаем 2 усилителя из топовой линейки AP, компании Zapco. Четырехканальный усилитель будет работать с фронтальной СЧ и ВЧ акустикой, а двухканальный мостом на сабвуфер. Сами усилители Zapco серии AP в представлении не нуждаются.
Усилители надежно крепятся к площадке, каждый на 4-х винтах М5, которые заходят в усовые гайки заранее установленные в панель. Усилители расположены таким образом, чтобы их корпус нигде не контактировал с рамой, таким образом мы обеспечиваем 100% развязку по массе.
Межблочные кабели мы всегда изготавливаем самостоятельно под каждый проект. В данном случае мы собрали межблоки на базе кабеля AudioQuest и наконечниках Furutech. Таким образом мы убиваем сразу 3-х зайцев; экономим деньги клиента, делаем кабели нужной длины, получаем очень высокое качество передачи сигнала.
Для подключения усилителей к питанию используем кабели сечением 25 мм (4 AWG). Вся силовая проводка дополнительно защищена и закреплена по всей длине.
Установка процессора Helix DSP в VW Teramont
Процессор Helix DSP 3 весьма компактен, но и ему нужно место для установки, т.к. подходящие провода заходят в корпус с двух сторон. С одной стороны подводим питание и высокоуровневый сигнал от штатного головного устройства, с другой подключаем межблоки, пульт и USB-Audio кабель.
Установка роутера, модема и дистрибьютора питания
Установка всех этих компонентов производится под полом для удобства компоновки. Роутер соединяется с сервером кабелем RJ45, а в его USB порт подключен USB хаб для подключения модема и возможности подключения внешней флешки с музыкой. Наш источник является не только стримером, но по сути и плеером тоже.
Рядом с роутером расположены и силовые дистрибьюторы. В плюсовом дистрибьюторе 2 канала с предохранителями защищают провода идущие к усилителям, а третий всю слаботочку. Все устройства и проводка надежно закреплены.
Силовая проводка
Вся изготовленная и установленная нами проводка пущена параллельно со штатной, это означает, что мы нигде не врезались в штатную проводку, все осталось в заводском виде. В любой момент можно снять всю проводку акустической системы и не останется никаких следов.
В основе силовой проводки находится кабель от Stinger сечением 25 мм (4 AWG). Вся силовая проводка, по всей длине, дополнительно защищена змейкой. Крепление кабеля сделано каждые 10-15 см, согласно нормам безопасности. Слаботочная проводка сделана из кабеля сечением 1,5 мм.
Схема силы проста: 1. Основной плюс идет от аккумулятора до дистрибьютора в багажнике, далее расходится на усилители, процессор и источник. 2. Масса берется с точки массы в багажнике около рамы. 3. Дубль массы сделан так же из кабеля 25 мм (на фото ниже).
Все провода защищены предохранителями, на 25 мм стоят по 100А, на 1,5 мм по 10А.
На фото - дубль массы. Точка крепления к клемме после датчика управления зарядом.
На фото ниже изображен плюсовой кабель идущий от клеммы аккумулятора к главному предохранителю. Кабель сечением 25 мм защищен змейкой, а в местах проходя рядом с железом еще и гофрой - 100% безопасность! Все наконечники, термоусадка и НШВИ от завода КВТ.
Крепление + к клемме под штатный винт, другого вариант нет.
Главный предохранитель надежно закреплен к кузову на кронштейне из металла, который прикручен через закладную. Все подкапотные соединения проводов обработаны специальным составом для защиты от влаги.
Защиты и крепежа много не бывает!
На фото ниже можно увидеть точку захода плюсового провода из под капота в салон. Очень удачно сложилось, что производитель заложил возможность прокладки дополнительной проводки. В итоге все сделано по штатному каналу.
Точка взятия массы в багажнике, провод массы тоже имеет сечение 25 мм.
Сборка и настройка процессора
После окончательной сборки системы и салона пристаем к прогреву. Так как все оборудование системы новое, сразу настраивать нельзя, вернее можно, но уже через небольшое время все "расползется" и придется делать это снова. Накидываем базовые настройки и включаем систему на 12 часов. Настройка системы производится с применением тестового референсного материала используемого на соревнованиях формата ЕММА.
Новая музыкальная система для VW Teramont готова!
Немного о схеме системы.
Источником сигнала может служить, как штатное головное устройство, так и дополнительный Hi-Res источник - Pure USB, выбор производится кнопкой на пульте управления. Стерео картина формируется фронтальной акустикой и сабвуфером. Сохранены все сервисные функции и возможности штатной магнитолы.
Теперь появилась возможность пользоваться различными стриминговыми сервисами транслируя материал с телефона в музыкальную систему по Wi-Fi по средствам технологии DLNA (с любой операционкой). Можно использовать USB флешку с музыкой записанной в любом формате, начиная с MP3, заканчивая DSD форматом!
Кубок для красоты, машина до соревнований пока не доехала :)
Крайне сложно описывать звук словами, но мы постараемся:
1. Система получилась весьма динамичной и точной в плане подачи материала.
2. Музыка звучит реалистично, без утаивания деталей или приукрашивания, т.е. получился настоящий Hi-Fi.
3. Появилась способность одинаково хорошо воспроизводить различный материал, начиная с электроники, заканчивая сложными рок композициями.
4. Ничего не бубнит и не гудит, бас быстрый, реалистичный, ненавязчивый.
5. Сцена имеет отличные параметры, ширина, высота и глубина более чем достаточные. Сцена формируется на уровне глаз, бока не валятся.
6. Точные фокусировки и размеры звуковых образов.
7. Несмотря на то, что система двухполосная, недостатка в средних частотах нет.
Вариантов доработки музыкальной системы существует великое множество и если Вас заинтересовал этот материал, просто позвоните нам и мы предложим интересное решение под конкретные запросы.
Если у Вас автомобиль другой марки, ничего страшного, в любом автомобиле можно реализовать интересные решения и не важно, будет это простая смена акустики или система соревновательного уровня!
С уважением, коллектив студии Stereo-Systems