Автомобиль праворульный, салон, с точки зрения построения звука, слишком узкий. Места для установки оборудования почти нет. Расположение штатной акустики весьма спорное. Места для интеграции сабвуферного звена просто нет. Аккумулятор имеет малую ёмкость. Вот такие у нас вводные :)
Техническое задание вполне стандартное: нужно установить качественную музыкальную систему в рамках небольшого бюджета и сделать эффективную шумоизоляцию салона.
Для удобства чтения статьи, разобьем ее на 2 части, шумоизоляция, а затем про автозвук.

Honda N-Box
Шумоизоляция салона Honda N-Box
Для начала работ разбираем весь салон и знакомимся с конструкцией авто, ибо ранее, такие автомобили нам не попадались. Традиционно для "японцев" салон разобрался очень легко. Когда мы сняли штатные ковры, то несколько удивились полному отсутствию виброизоляции на кузове. Понятно, что данные автомобили простые и недорогие, им не нужен лишни вес, но что бы совсем без виброизоляции...
Даже на арках ни одного кусочка вибродемпфера...
В задних крыльях и на задних арках тоже нет ни грамма виброизоляции и шумоизоляции.
Акустическое оформление тыловой акустики вызывает недоумение, теперь понятно почему она так плохо играет. Тут не то что закрытого объёма нет, тут даже экран отсутствует...

Сама конструкция, проводка, элементы сделаны весьма добротно
На все плоскости пола клеим виброизолятор SGM Prime Onyx 4, это очень эффективный и недешёвый материал. Оклеиваем все, кроме ребер жесткости кузова.

Обходим все съемные элементы и проводку
Вторым слоем клеим шумопоглощающий материал, который будет бороться со всеми шумами идущими от подвески и дороги. Композитный материал имеет несколько слоев и способен эффективно гасить паразитные шумы.

Шумоизоляционный материал SGM Prime Barrier Ultra
Этими же материалами обклеиваем и задние крылья с арками. Внутрь самих крыльев клеим слой войлока в виде материала Roof 10.

Шумоизоляция арок со стороны салона
На потолке нет ни люка ни панорамы, поэтому его можно заклеить целиком. Полноценная обработка потолка очень эффективна не только с точки зрения шумоизоляции, но и с точки зрения теплоизоляции, что в нашем регионе лишним не будет. За счет жёсткости виброизоляции, панели крыши становятся более жесткими и меньше "играют" от ветра на скорости.

Первый слой виброизолятор от "Шумофф" толщиною 2 мм.
На слой виброизолятора клеим слой войлока, таким образом, создается некий сэндвич, способный эффективно гасить различные шумы.

Шумоизоляция потолка в Honda N-Box
Шумоизоляция дверей
Разобрав двери, видим вполне привычную картину, немного шумоизоляции на карте и защитная пленка на самой двери. Под пленкой нет никакой виброизоляции.
Дверь в разрезе
Разбираем, отмываем и обезжириваем дверь внутри. На внешний металл клеим виброизолятор Onyx 4 мм. Никакой шумоизоляции внутри двери не клеим, т.к. мы подготавливаем дверь к установке акустики и нам нужен некий жесткий ящик.

Аккуратно проклеиваем каждый сантиметр
Работы с картой двери тоже ведутся несколько иначе, нежели при обычной шумоизоляции. Нам нужно не только сделать карту двери более жесткой, но и немного утяжелить ее. Жесткая и тяжелая карта легче погасит паразитные резонансы образуемые волной от динамика уходящей под нее. На виброизоляционный слой клеим шумоизоляцию в виде волны (Wave 15).

Элемент безопасности, тросики и проводка в свободном доступе
На заключительном этапе подготовки дверей заклеиваем среднюю часть двери (филенку), делаем это толстым и жёстким материалом Onyx 4 мм. Для исключения акустического замыкания при работе мидбасовых динамиков, заклеиваем всю поверхность внутри двери включая технологические проемы.

Качественная шумоизоляция и акустическая подготовка дверей в Honda N-Box
В данном автомобиле, сдвижные двери имеют очень сложную конструкцию, и по согласованию с владельцем, мы решили не разбирать их под ноль, а сделать только частично. По аналогии с передними дверями заклеиваем средний щит двери виброизолятором толщиною в 4 мм.

Сложная конструкция в простом автомобиле
Карты сдвижных дверей оклеиваем легким, но эффективным материалом SGM Air 2 мм. На виброизоляционный слой клеим шумопоглотитель типа волна, толщиною 15 мм.

Вес сдвижных дверей очень важен для работоспособности, поэтому делаем все аккуратно и легкими материалами
Далее приступаем к виброизоляции двери багажника. Внутри двери есть достаточно места для виброизолятора, но тут мы клеим немного материала, в противном случае, пневмоопоры ее просто не удержат в открытом положении.

Крышка багажного отделения
Очень важным элементом для снижения внешних шумов является шумоизоляция пластиковых элементов салона. Пластик салона имеет немалую общую площадь и будучи обработанным, он способен заметно снизить внешние шумы.

Накладка боковой стоки, виброизолятор + шумоизоляция
Пластиковые боковые панели в багажнике обрабатываем точно также, как и карты дверей, виброизоляция + шумопоглотитель.

На фото слева видно, сколько шумоизоляции отмерил завод... А ведь панель имеет весьма большую площадь.
Музыкальная система для Honda N-BOX
В данном автомобиле почти нет места для установки оборудования ни в багажнике ни в салоне... Единственное место, где можно разместить усилители находится под передними сиденьями, тут и пространство позволяет и вентиляция хорошая.В данном случае мы будем устанавливать шестиканальный процессорный усилитель AMP Panacea V5, одним из плюсов которого можно назвать компактность и то, что все подключения производятся с одной стороны.
Для инсталляции процессорного усилителя изготавливаем монтажную площадку с крепление к салазкам сиденья. Для крепления панели нам не потребовалось ничего сверлить, дырок на салазках достаточно. Само крепление осуществляется на 4 винта М6.

Установка процеуся под сиденье
Вся проводка идет вдоль штатного кабеля и имеет запас для возможности беспрепятственного перемещения сиденья. Процессорный усилитель установлен так, что бы пассажиры заднего ряда никак не могли его повредить. Для доступа ко всем разъемам достаточно заглянуть под сиденье водителя с передней стороны.

Эргономично, незаметно, надежно
Вся новая проводка аккуратно пущена вдоль штатных магистралей и надежно закреплена. Силовая проводка сделана на кабеле из качественной меди сечением 8 AWG. Акустическая проводка изготовлена на базе кабеля от японской компании Canare, сечением 15 и 13 AWG.

Аккуратность залог надежности
Силовой кабель подключаем к аккумулятору под капотом. Для крепления главного предохранителя изготавливаем металлический крепеж. Путь укладки кабеля указан стрелками на фото ниже. Кабель имеет 2 степени защиты и надежно закреплен каждые 10-15 см.

Трассировка силового кабеля
Замена акустики в Honda N-Box
Фронтальную акустику мы заменим на отличный комплект GZRC 165.2 SQ от немецкой компании Ground Zero. Тыловая акустика будет работать только в качестве подзвучки и только на базе мидбасов GZ 165SQ. В багажнике будет установлен сабвуфер в отдельном корпусе. Все 4 мидбасовых динамика будут установлены в штатные места, а высокочастотники мы перенесем на стойки и изготовим для этого новые подиумы.
Установка фронтальных мидбасовых динамиков весьма стандартна, вырезаем проставочные кольца, защищаем от влаги и устанавливаем динамик. Кольца крепятся к металлу двери через штатные отверстия, никаких новых дырок.

Слева штатный мидбас, справа новенький от Ground Zero
Мидбасовые динамики устанавливаем в штатные места, но при помощи виброизоляции делаем небольшие щиты для снижения влияния акустического замыкания. Помимо этого, делаем мягкие борта для наилучшего прилегания к пластику боковой панели и снижения перетечек.

Основная роль тыловой акустики добавлять "объема" в общей стерео-картине звучания
Штатные высокочастотные динамики находятся на картах дверей, причем еще и достаточно низко, что очень плохо. Дело в том, что с таким расположением ВЧ акустики, основное звуковое поле будет очень неравномерным и будет находится существенно ниже головы слушателя, такое процессором уже не вытянуть. Поэтому без переноса ВЧ акустики в этом автомобиле не обойтись.
Для размещения высокочастотных динамиков на стойках нам нужно эти стойки существенно переделать. Для начала печатаем установочные кольца и выбираем место их установки, с учетом направления относительно головы и ушей, с поправкой на диаграмму направленности самих динамиков.

Выставляем направление для акустики
После того, как мы убедимся в правильности выбранного направления начинаем набирать форму самих стоек.

Изготовление стоек для установки акустики
В процессе изготовления делается много примерок на машине, все это нужно для обеспечения симметрии изделия.

Стойки для двухполоски в Honda N-Box
После окончательного выведения плоскостей, перетягиваем стойки в экокожу. За счет простой формы стоек обходимся без швов. Кожа подбирается по каталогу и по цвету и по фактуре под салон.

Установка двухполосной акустики
Установка сабвуфера и усилителя в Honda N-Box
Для работы с сабвуферным динамиком мы установим дополнительный усилитель, который будет подключен к управляемым выходам на процессорном усилителе. Усилитель Eton 300.2 будет работать в мостовом режиме, чтобы обеспечить нужную нам мощность.
Установка усилителя на панель под сиденьем водителя
Усилитель для сабвуфера устанавливаем на ту же площадку, что и процессорный усилитель, но с обратной стороны. Большое пространство под сиденьем позволяет без труда разместить там всю эту конструкцию.

На фото слева, сиденье отодвинуто максимально вперед, в обычном режиме эксплуатации усилитель невидно вообще.
Сам сабвуфер будет собран на базе немецкого динамика Helix K10W и отдельного корпуса. Сабвуферный динамик Helix K10W мы устанавливаем достаточно часто и точно знаем какой будет итоговый результат. Еще одним плюсом является то, что в комплекте идет качественная защитная решетка, для защиты динамика.

Музыкальный, с хорошим запасом по мощности и просто качественный динамик
Собрав сабвуфер мы проводим его настройку. Суть настройки заключается в подгонке объема и подборе наполнения для короба сабвуфера под параметры конкретного динамика. Точные параметры TS мы получаем при помощи специального оборудования и ПО.
В результате измерений мы точно видим то, насколько объём корпуса соответствует требованиям конкретного динамика и можем его подкорректировать. Помимо объёма, мы видим все паразитные резонансы и утечки, если таковые есть, соответственно убираем их. На выходе получаем правильно играющий сабвуфер, на не бубнящую коробку...

Сабвуфер Helix K10W в отдельном корпусе
На заключительном этапе изготавливаем крепление для корпуса сабвуфера в багажнике. Надежное крепление это залог безопасности самого сабвуфера и безопасности в целом. Помимо этого, жесткое крепление сабвуфера помогает ему играть более качественно и увереннее воспроизводить самые низкие частоты.

Установка саба в Honda N-Box
После установки оборудования мы сделали предварительную настройку и начали прогрев компонентов системы, грелась система примерно 24 часа. После прогрева настроили процессор, а позже, уже при владельце, подкорректировали характер звучания под его пожелания. Сама процедура настройки заняла около 4-х часов.
В результате мы получили интересную и живую музыкальную систему, которая полностью перевернула представление владельца об автозвуке :)
За счет правильного расположения акустики звук приобрел объём, стерео-картина стала целостной, звук формируется на уровне глаз, а не на коленках, как было до. В звучании появилось разрешение, как следствие выросла детальность и динамика. Система одинаково легко отыгрывает и классическую музыку и рок 70-х годов. Достаточно мощный сабвуфер добавляет динамики при прослушивании электронной музыки, при этом есть еще солидный запас. Система получилась, как говорится, крепкая, хороший баланс и возможности явно "опережают" бюджет.
А еще, данная система имеет небольшой потенциал для роста, например можно установить дополнительный источник и т.п..
Список оборудования:
1. AMP Panacea V5
2. Ground Zero GZRC 165.2SQ-ACT
3. Ground Zero GZRC 165
4. Eton 300.2
5. Helix K10W
Если Вы хотите доработать музыкальную систему в своем автомобиле, звоните!
С уважением, студия автозвука Stereo-Systems
тэги: автозвук, Honda, N-Box, акустика, динамики, замена, установка, процессор, усилитель, сабвуфер, настройка, Eton, Ground Zero, шумоизоляция, акустическая подготовка, Хонда, звук, саб, процеусь, Helix, музыка, система, апгрейд, модернизация, инсталляция, Stereo-Systems.
Поддержка всех форматов Hi-Res
Поддержка стриминговых сервисов Qubuz, Tidal
Интегрирована экосистема Roon
- Комментарии